Наше завдання – не припинити плакати, а навчитися сміятися

Тревожный ребенок. Как помочь?

14 Декабря 2018 в 15:48 Дитяча психологія

Детская тревожность – это широкое понятие, которое охватывает разные аспекты эмоционального неблагополучия. Тревожные дети боятся всего нового, не стремятся к новым знакомствам, боятся оставаться дома одни, негативно реагируют на публичные выступления. Обладая богатой фантазией, большинство страхов и тревог придумывают сами. Такой ребенок постоянно ощущает собственную неадекватность и неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения и решений.
Американский психолог Кэролл Изард, исследователь проблемы эмоций в развитии человеческих отношений, считает, что состояние тревоги охватывает целый комплекс эмоций, в том числе и страх. Все люди могут испытывать страх, есть даже в норме перечень возрастных страхов у детей. Однако, если ребенок слишком часто чего-то боится, это говорит о его тревожности.

Причины возникновения тревожности у ребенка.

1. Нарушения детско-родительских отношений:
• Несправедливое отношение взрослых. Крики, унижения, физические наказания.
• Родители не позволяют плакать, расстраиваться и злиться.
• Запугивание. «Если не будешь слушаться, я не приду за тобой в детский сад/ отдам тебя в детский дом/ отвезу к бабушке/ оставлю и т.д.»
• Завышенные ожидания и требования родителей. Например, мать или отец мечтают вырастить талантливого музыканта и заставляют посещать занятия. При этом ребенку совсем не нравится это занятие.

2. Ребенок и детский сад:
• Тяжелая адаптация к детскому саду.
• Негативный характер взаимодействия между воспитателем и детьми.

Как помочь?
Помочь тревожному ребенку можно так же, как и в случае работы с другими детскими проблемами, которые возникли не вчера и не внезапно – настроиться на кропотливую и систематическую работу. Проводить ее необходимо по трем направлениям:
• Повысить самооценку ребенка. За короткое время это сделать невозможно, здесь необходимо целенаправленно и систематически работать в этом направлении. Определите позитивные качества ребенка, замечайте даже небольшие его успехи. Всегда можно найти повод, чтобы похвалить малыша. И важно, чтобы ребенок обязательно знал, за что ее хвалят.
• Научить ребенка управлять своим поведением. Очень хорошо воспроизвести проблемную ситуацию в ролевых играх. Так ребенок сможет высказать свои чувства и получить новые навыки. Подвижные игры помогают снять напряжение.
• Научить ребенка расслабляться. Желательны игры, где присутствует телесный контакт. Также полезны упражнения на релаксацию, технику глубокого дыхания, йога и массаж.

Если вы заметили у ребенка-дошкольника проявление тревожности, помогите ему вовремя справиться с этим. Если все оставить так как есть, то в школе эти проявления могут лишь усилиться. Детский психолог может помочь в этом вопросе. При помощи наблюдения, беседы, рисуночных и других тестов он проведет диагностику эмоционального состояния ребенка. Коррекционная работа на уменьшение тревожности и выполнение соответствующих рекомендаций обязательно вернет ребенку радость, уверенность, а также интерес ко всему новому.

(Источник - "Тривожна дитина: як розпізнати та чим зарадити" Наталия Ксенз, Журнал «Практичний психолог. Дитячий садок» №10/2018)