Не спеши улучшать мир – начни с себя

Арт-терапевтическая методика «Каракули»

14 Мая 2015 в 12:26 Арт-терапия

Арт-терапевтическая методика «Каракули» - одна из моих любимых и часто используемых в работе. Сегодня хочу поделиться этой техникой с вами. Возможно, психологи добавят ее в свою копилочку, а не специалисты – воспользуются для проведения приятного досуга с родными и близкими.
Впервые техника «Каракули» была разработана и описана Д Винникоттом.
В настоящее время эта методика имеет несколько модификации и описаний.

Технику каракулей можно использовать в работе с детьми от четырех лет и взрослыми, как при индивидуальном контакте, так и в семейной психотерапии. На работу, как правило, уходит от 15 до 30 минут.
Требуемые материалы: мелки, фломастеры, бумага. При групповой работе целесообразно положить лист бумаги на пол, чтобы участники группы могли расположиться вокруг.

Цели применения техники:
• повышение самооценки;
• исследование собственных чувств и переживаний;
• снятие мышечных, эмоциональных напряжений, расслабление;
• развитие способности к концентрации внимания;
• формирование навыков уважительного отношения к проявлениям инициативы со стороны других людей;
• привитие навыков участия в спокойных видах деятельности;
• развитие коммуникабельных навыков;
• создание условий для совместной творческой работы членов семьи.


Описание техники «Каракули» (Л.Лоуи)
Техника способствует формированию оптимальной внутригрупповой коммуникативной среды, даёт диагностическую информацию о сложившемся внутригрупповом взаимодействии.

Ведущий кладет большой лист бумаги на стол, и просит участников выбрать один мелок (карандаш, фломастер). Два человека не могут использовать одинаковый цвет.
Затем ведущий предлагает участникам (одному из участников) быстро нарисовать на листе каракули – беспорядочные, непрерывные линии. Следующий участник группы, исходя из собственных представлений, пытается дорисовать созданные каракули. Он имеет право любым образом повернуть лист. Надо следить за тем, чтобы каждый, рисуя в порядке очереди, вносил в рисунок лишь минимальные дополнения, — тогда все поучаствуют в создании законченной композиции по несколько раз.
Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовывать.
На следующем этапе происходит обсуждение рисунка Что каждый из участников видит в рисунке. Такое обсуждение может сказать очень многое об особенностях каждого участника и том, как люди взаимодействуют друг с другом.
Некоторые особенности рисунка, подлежащие обсуждению:
• преобладание одного цвета;
• сюжеты и образы, отражающие взаимоотношение участников в группе;
• что привнёс каждый участник в рисунок и как его труд повлиял на ход и результат общей работы.
В заключение обсуждения участники могут сочинить какую-нибудь сюжетную коллективную историю по рисунку.

Описание техники «Каракули и метаморфозы» (А. Копытин)
Техника не накладывает ограничений на действия участников, возможность трансформации образов способствует раскрытию творческого потенциала участников, активизации воображения.

На первом этапе перед участником сессии стоит одна единственная задача – свободное движение мелка или карандаша по листу бумаги без какой-либо цели и замысла, в результате которого получается сложный клубок линий. В этом «клубке» следует затем увидеть какой-либо образ и развить его.
На следующих этапах участникам могут быть предложены следующие творческие задания:
• На основе созданных каракулей участникам предлагается сочинить рассказ.
• Участники могут попытаться выразить в словах свои чувства и ассоциации, появляющиеся при создании разных каракулей.

Экспериментируйте, развивайтесь и будьте здоровы! :)


На рисунке вы видите результат работы с мамой и ее шестилетним сыном.