Страх является природной защитной реакцией человека на опасность. Однако большая часть страхов дошкольника рождается в его фантазиях и в реальной жизни не несут угрозы. Часто то, что так пугает ребенка, кажется взрослым ерундой, на которую не стоит обращать внимания. Иногда даже родители сами своим поведением способствуют формированию страхов у детей. Как этого избежать, читайте в статье.


Рекомендации для родителей:
• Не стыдите и не обвиняйте ребенка, если он чего-то боится. Не сравнивайте его с другими, «смелыми» детьми. Не заставляйте перебороть свой страх. Покажите ребенку, что вы его понимаете и любите таким, каким он есть.
• Научите ребенка не бороться со своим страхом, а по-другому к нему относиться. Расскажите про объект его страха: как он устроен, откуда берется и т.д.
• Не пугайте ребенка словами: «отдам тебя чужому дяде», «придет Баба-Яга», «собака укусит» и тому подобными. Не закрывайте одного в темной комнате.
• Разберитесь с личными страхами – страх ездить в лифте, боязнь собак и др. Вы можете «заразить» ими ребенка. Во время общения с ним старайтесь вести себя уверенно.
• Не позволяйте ребенку проводить много времени перед телевизором и за компьютером. Ограничьте просмотр мультфильмов, фильмов, чтение книг и игру в компьютерные игры, которые содержат жестокие сцены или в которых действуют агрессивные персонажи.
• Во время совместного чтения книг, просмотра мультфильмов вместе с ребенком «превращайте» злых сказочных персонажей в добрых.
• Устанавливая ребенку те или иные ограничения, произносите их дружественно.
• Заранее подготавливайте ребенка к посещению школы. Рассказывайте ему про обучение, интересные воспоминания со своей школьной жизни.
• Чаще хвалите ребенка за реальные заслуги. Это повысит самооценку ребенка.
• Каждый день выделяйте время для общения с ребенком. Ведь ваше присутствие обеспечивает ему ощущение безопасности, а объятия – уверенность в том, что его любят. Дайте ребенку возможность делиться собственными секретами, тревогами, просить совета.
(Материал взят из журнала "Практичний психолог. Дитячий садок" №5/2017)