Чего только не боятся дети: пауков, сказочных героев, катастроф, темноты и тд. Страхи присущи всем детям. Это нормальный этап созревания детской психики, естественная реакция на познание окружающего мира. Большая часть страхов носит временный характер, с ними не нужно бороться, просто следует поддержать ребенка, смягчить его переживания, принимая такую особенность его психического развития.


(Недавний случай из практики)
Передо мной обеспокоенная мама и вполне спокойная девочка семи лет (назовем ее Вера). Из рассказа мамы я узнаю, что последнее время дочка боится каких-то несуществующих чудовищ, темноты и даже безобидных жуков, которых увидела на даче.
Итак, начинаем беседу с Верой. Очаровательная девочка весело щебечет про школу, про отдых на даче… Она подтверждает, что когда-то в мультике увидела зеленое чудовище и сейчас ей кажется, что это существо может прятаться в ее комнате, за кроватью или шкафом. Про жуков девочка поведала, что на даче она их самостоятельно задавила ногой, но до сих пор иногда всплывает их образ перед глазами. Девочка впечатлительная, эмоциональная, творческая и коммуникабельная. С готовностью согласилась разобраться со своими страхами. Мы принялись за работу.
1. С помощью методики «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой мы выделили и классифицировали основные страхи Веры. Результат показал характер и количество страхов в пределах возрастной нормы. Все страхи, которые волновали девочку, были старательно собраны в нарисованный черный домик, закрыты на большой замок, и ключ был выброшен навсегда.
2. Вера очень любит рисовать и с большим энтузиазмом принялась за рисунок своего страха. Я увидела зеленое человекоподобное существо, которое мне показалось совсем не страшным. Но девочку этот образ тревожил.
3. Я предложила преобразовать картинку таким образом, чтобы существо стало добрым, веселым или смешным. Вера, чуть подумав, дорисовала зеленому существу большие розовые уши и длинный хобот. Рисуя, девочка улыбалась. Существо уже и ей казалось не таким страшным, как прежде. Вера оценивающе взглянула на полученное изображение, и тут ей пришла в голову отличная идея. Цветными карандашами девочка нарисовала большой сачок и красивую бабочку, которая может с легкостью поймать непонятное чудовище. Затем Вера весело хохотала, рассуждая о том, что существо совсем уж безобидное, если даже такая маленькая и хрупкая бабочка может справиться с ним. :)
4. Пофантазировав и насмеявшись вдоволь, Вера порвала свой рисунок на мелкие кусочки, тщательно уничтожив образ неведомого существа, и выбросила остатки в мусор.
5. На вопрос "Вера, боишься ли ты сейчас кого-нибудь? Что-то вызывает в тебе страх?", ответ был отрицательный.
Если у родителей не получается справиться с проблемой детских страхов самостоятельно, настоятельно рекомендую обращаться к специалистам.
Будьте чувствительны к вашим детям, ведь их мир далеко не так безоблачен, как кажется нам, взрослым!
Передо мной обеспокоенная мама и вполне спокойная девочка семи лет (назовем ее Вера). Из рассказа мамы я узнаю, что последнее время дочка боится каких-то несуществующих чудовищ, темноты и даже безобидных жуков, которых увидела на даче.
Итак, начинаем беседу с Верой. Очаровательная девочка весело щебечет про школу, про отдых на даче… Она подтверждает, что когда-то в мультике увидела зеленое чудовище и сейчас ей кажется, что это существо может прятаться в ее комнате, за кроватью или шкафом. Про жуков девочка поведала, что на даче она их самостоятельно задавила ногой, но до сих пор иногда всплывает их образ перед глазами. Девочка впечатлительная, эмоциональная, творческая и коммуникабельная. С готовностью согласилась разобраться со своими страхами. Мы принялись за работу.
1. С помощью методики «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой мы выделили и классифицировали основные страхи Веры. Результат показал характер и количество страхов в пределах возрастной нормы. Все страхи, которые волновали девочку, были старательно собраны в нарисованный черный домик, закрыты на большой замок, и ключ был выброшен навсегда.
2. Вера очень любит рисовать и с большим энтузиазмом принялась за рисунок своего страха. Я увидела зеленое человекоподобное существо, которое мне показалось совсем не страшным. Но девочку этот образ тревожил.
3. Я предложила преобразовать картинку таким образом, чтобы существо стало добрым, веселым или смешным. Вера, чуть подумав, дорисовала зеленому существу большие розовые уши и длинный хобот. Рисуя, девочка улыбалась. Существо уже и ей казалось не таким страшным, как прежде. Вера оценивающе взглянула на полученное изображение, и тут ей пришла в голову отличная идея. Цветными карандашами девочка нарисовала большой сачок и красивую бабочку, которая может с легкостью поймать непонятное чудовище. Затем Вера весело хохотала, рассуждая о том, что существо совсем уж безобидное, если даже такая маленькая и хрупкая бабочка может справиться с ним. :)
4. Пофантазировав и насмеявшись вдоволь, Вера порвала свой рисунок на мелкие кусочки, тщательно уничтожив образ неведомого существа, и выбросила остатки в мусор.
5. На вопрос "Вера, боишься ли ты сейчас кого-нибудь? Что-то вызывает в тебе страх?", ответ был отрицательный.
Если у родителей не получается справиться с проблемой детских страхов самостоятельно, настоятельно рекомендую обращаться к специалистам.
Будьте чувствительны к вашим детям, ведь их мир далеко не так безоблачен, как кажется нам, взрослым!