Наше завдання – не припинити плакати, а навчитися сміятися

Что же делать, если ребенок попал в digital-зависимость?

18 Декабря 2017 в 18:57 Дитяча психологія

Современные технологии приносят много пользы и возможностей для нашего развития. Но не все так однозначно. Ребенок, который с детства окружен цифровыми технологиями, часто попадает в зависимость от них. Девайсы влияют на его психологическое развитие. Что же делать, если ребенок попал в digital-зависимость?
Интернет-зависимость легко может появиться у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это проявляется в желании ребенка постоянно получать новую информацию, новые стимулы, новые впечатления. Просмотр мультфильмов, новые игры, поиск картинок могут стать почти навязчивым состоянием. Клик-клик. Клик-клик. И так без остановки….
У детей возникает утомляемость, снижение психической активности. Они не учатся самостоятельно отслеживать время, не могут придумывать игры и занимать себя какой-нибудь деятельностью. Активность в виртуальном мире постепенно вытесняет активность в реальной жизни, которая теперь воспринимается как нудная, однотонная, неинтересная.
Получается, что когда взрослые дают ребенку в руки девайс, то не просто крадут у него время, которое он проводит перед монитором, они крадут у него сегодняшнюю жизнь и будущую. Они рушат способность ребенка получать удовольствие и радоваться простым вещам: походам, катанию на велосипеде, пению птиц, шлепанию по лужам и еще многому чему.

Что же делать, если ребенок попал в digital-зависимость? Рекомендации для родителей.
• Не впадайте в панику. Все можно исправить.

• Не забирайте у ребенка девайс. Он воспримет это как агрессию, нарушение собственных границ, унижение. Кроме этого, резкое исчезновение объекта зависимости без какого-нибудь изменения может иметь резко негативные последствия.

• Уменьшайте время «общения» с девайсом постепенно. Для начала установите четкие правила его использования. Выделите определенное время – не более получаса в день для дошкольника. Определите определенные места в квартире и запретите пользоваться девайсом в других, например, в кухне, спальне.

• Предложите со временем интересные и увлекательные для ребенка занятия именно в установленное время и определенном месте. Так, незаметно для ребенка вы постепенно «отвоюете» его у девайса.

• Показывайте личный пример и доставайте собственный девайс при ребенка как можно реже и исключительно для решения конкретной задачи.

• Концентрируйтесь вместе на каждом процессе и ищите то, что дает чувство радости и удовольствия.
Практикуйте вместе с ребенком осознанность:
- когда вместе едите, обращайте внимание на вкус, внешний вид продуктов;
- во время прогулки – на запахи вокруг, ощущения ветра в лицо, звуки дождя;
- во время общения – не отвлекайтесь на что-то еще.

• Старайтесь постепенно заменять удовольствие, получаемое с помощью девайса, на удовольствие из реальной жизни.

• Не бойтесь, что ребенку станет нудно. В скуке, не заполненной интернетом, скрываются колоссальные возможности: именно в ней варежка превращается в щенка, а с веток строится крепость. В ней рождаются планы и шаги по их реализации, создаваемые самим ребенком. Возможно, это будет не сразу. Не старайтесь сразу заполнить время ребенка и придумать ему занятия – не лишайте его инициативы и ответственности.

(Источник информации: Журнал "Практичний психолог. Дитячий садок", №11/2017)