Наше завдання – не припинити плакати, а навчитися сміятися

Творческое воображение - основа развития гармоничной личности.

19 Декабря 2017 в 16:35 Дитяча психологія

Нынешнее время диктует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации. Основы развития такой личности закладываются в дошкольном возрасте. И тут парадокс, именно в этом возрасте, самом благоприятном для развития творческого воображения, родители чаще стараются научить читать, считать, писать, а не вдохновить мечтать, созидать, фантазировать…. И зря! Сегодня рассмотрим вопросы: Что же такое художественно-продуктивная компетентность и причины ее несформированности? Как развить творческое воображение у ребенка?
Художественно-продуктивная компетентность – это одна из самых важных аспектов развития дошкольника. На ее основе формируется личность ребенка, его желания и цели.
Художественно-продуктивная компетенция сформирована, если ребенок:
• Воспринимает художественное произведение с позиции красоты;
• Проявляет себя эмоционально восприимчивым и эстетически чутким ценителем, слушателем, зрителем, исполнителем;
• Реализует способность наслаждаться искусством, познавать образную специфичность искусства;
• Принимает духовный потенциал художественного произведения в собственный опыт, воспитывает в себе черты любимых персонажей;
• С удовольствием подражает образцам: изобразительным, музыкальным, танцевальным, театральным, литературным;
• Охотно интегрирует в творческих заданиях собственные интересы, предпочтения, ценности, приобретенный художественный опыт относительно восприятия и воспроизведения прекрасного (умения, навыки);
• Излучает благополучие во время художественной творческой деятельности; проявляет художественную активность как составляющую личностной культуры.

Причины несформированности художественно-продуктивной компетенции:
• Родители не придают важности данному аспекту. Считают, что есть более важные для жизни навыки и качества.
• Взрослые сами редко проявляют художественную активность в жизни. Возможно, в их детстве родители также не уделяли внимание развитию творческого воображения.
• Современные игрушки и способы развлечения предполагают уже абсолютно готовый арсенал для игр. Фантазировать детям почти не приходится.

Как помочь дошкольникам развить свое творческое воображение?
1. Читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Ходите с детьми в театры, музеи, на экскурсии и тд.
2. Учите детей рисовать то, что они увидели, рассказать обо всем, что они пережили.
3. Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. Обсудите с ребенком вместе задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.
4. Поддерживайте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.
5. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника.
6. Предоставьте ребенку всевозможные конструкторы.
7. Используйте специальные игры и упражнения. Например:
• Игра – «Неоконченный рисунок». Ребенку даются лист бумаги с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предметы и рассказать о своем рисунке.
• Упражнение «На что похожи наши ладошки». Предложить ребенку обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
• Упражнение «О чем рассказала музыка». Звучит классическая музыка. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.