Наше завдання – не припинити плакати, а навчитися сміятися

Проективная методика "Моя семья". Взгляд специалиста.

23 Октября 2016 в 18:54 Дитяча психологія

За годы психологической практики у меня накопился приличный архив детских рисунков. Из них большую часть составляют работы детей, выполненные по заданию проективных диагностических методик. Мой фаворит – тест «Моя семья». Почему именно эту методику я использую так часто? О чем может рассказать рисунок семьи? Что может означать, если на рисунке отсутствует сам автор? Ответы вы найдете в статье.
1. Почему я так часто использую в работе тест «Моя семья?
Данная методика является полифункциональной для диагностики, привлекательной и естественной - для ребенка. Она способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с малышом и снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Применяют данную методику примерно с 5-тилетнего возраста, когда ребенок уже переходит от рисования головастиков к человеку с туловищем.
Методика помогает изучить два важных аспекта:
1) Семью глазами ребенка:
• структуру семьи;
• особенности взаимоотношений между членами семьи.
2) Развитие ребенка в семье:
• переживания и восприятие ребенком своего места в семье;
• отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам;
• особенности "Я-образа" ребенка;
• его половой идентификации.

2. О чем может рассказать рисунок семьи?
Ребенок через детали и нюансы рисунка сообщает о своей роли в собственной семье и о сложившихся в ней отношениях между другими членами семьи. Мы можем судить о наличии:
• эмоциональной привязанности;
• отверженности ребенка в семье;
• конфликтной ситуации в семье;
• ревности к одному из родителей;
• ревности к братьям и сестрам.
С помощью рисунка можно распознать тип воспитания: кумир семьи, гиперопека, гипоопека, безнадзорность, воспитание по типу "Золушки".

3. Что может означать, если на рисунке отсутствует сам автор?
• Трудности в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье».
• Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо».
Отсутствие ребенка на рисунке - частое явление. Порою семья выглядит достаточно благополучной, и родители даже не догадываются о проблеме ребенка. Дефицит эмоциональной близости замещают подарками и финансовыми вложениями в развитие своего чада.
Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчужденность, также заставляют ребенка исключать себя из рисунка семьи. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сестрами в невыгодном для ребенка свете способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в нем мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребенок рисует себя в последнюю очередь.
Семья – это сложная система. И важно, чтобы каждый член семьи чувствовал себя нужным, любимым и счастливым в ней. В некоторых случаях, рисунок ребенка – это крик о помощи на бумаге. И родители должны его услышать.
Мудрости и любви вам! :)